15 martie 2018

Conferinţa republicană a cadrelor didactice

    În perioada 10 - 11 martie 2018, în incinta Universităţii de Stat din Tiraspol a avut loc Conferinţa republicană a cadrelor didactice.
    Evenimentul s-a adresat cadrelor didactice, managerilor, specialiştilor în ştiinţele educaţiei, cercetătorilor şi celor interesaţi în problemele învăţământului. Conferinţa ştiinţifico-metodică a avut drept scop diseminarea experienţei de succes a actanţilor implicaţi în procesul educaţional; asigurarea transferului modelelor şi experienţelor reuşite în realizarea unei educaţii de calitate; constituirea unei relaţii de parteneriat între instituţiile de învăţământ superior şi general.

    Facultatea de Filologie și-a desfăşurat lucrările în trei secţii: 
  • Didactica limbii și literaturii române;
  • Didactica limbii și literaturii ruse;
  • Didactica limbii și literaturii engleze și franceze;


Secția: Didactica limbii și literaturii ruse

ОТЧЁТ
об итогах работы секции «Дидактика русского языка и литературы», Республиканской конференции педагогических кадров,
10-11 марта 2018
В работе секции принимало участие 12 человек.
Модераторы секции: Герлован Ольга, др, конференциар университар;
                                            Табурчану Полина, др, конференциар университар
   
    На сегодняшний день в Республике Молдова сложилась неоднозначная ситуация с изучением русского языка с точки зрения интереса к нему со стороны различных целевых аудиторий (дошкольный компонент практически не задействован, как и детей младшего школьного возраста, кроме детей русскоязычных; школьники гимназического цикла задействованы минимально). Везде идет ориентация на европейские системы образования, а русский язык постепенно вытесняется из среднего и высшего образования английским языком.
Наша цель – предоставить учителям возможность рассуждать о самостоятельно проведённых научных исследованиях, обменяться идеями и опытом, приобрести навыки научных дискуссий.
    Выступления, которые обсуждались, охватывали проблемы, связанные с: формированием субъектности ученика на уроках русской литературы; использованием дидактических игр на уроках русского языка и литературы как средство повышения интереса к урокам русского языка; возможностями самостоятельной работы для развития школьников; развитием компетенций в области чтения и др. Работа в секции проходила чрезвычайно плодотворно в виде неформальных заинтересованных обсуждений и выходила далеко за рамки тем, заявленных докладчиками.
    Герлован О.К. в докладе «Б.М. Эйхенбаум и его размышления об изучении литературы в средней школе» говорила о необходимости реформирования школьного литературного образования. Она призывала к внимательному, вдумчивому отношению к опыту, взглядам и мыслям наших предшественников ученых, литераторов. Исследователь подчеркнула значимость статьи Б.М. Эйхенбаума «О принципах изучения литературы в средней школе» (1915), поставив перед собой цель – анализ и актуализация идей Эйхенбаума с точки зрения их применимости для разрешения современных проблем изучения русской литературы в школе. Участники единодушно поддержали мнение О. Герлован о том, что ничего лучшего нельзя предложить школе в постижении художественного текста как читать и размышлять над прочитанным.


    Гайбу С.А., заместитель директора лицея «М. Коцюбинский» г. Кишинёва, учитель русского языка и литературы выступила о путях формирования субъектности ученика на уроках русской литературы в лицейских классах (на материале 11 класса). Гайбу Светлана в своём выступлении представила способы актуализации субъектной позиции лицеистов. Формирование субъектности должно происходить на всех стадиях урока. Роль учителя на уроках формирования ученика в субъект особенная: учитель превращается в фасилитатора – помощника ученика, создающего условия и стимулирующего его личностный рост; в собеседника (на условиях равноправных партнеров, умеет слышать и слушать); в эксперта.
    Учитель русского языка и литературы лицея «М. Коцюбинский» г. Кишинёва, Делемарская Валентина рассмотрела в своём выступлении формирование познавательного интереса на уроках русского языка. Показателем интеллектуальной активности, сопутствующей интересу школьников, является их активное оперирование приобретенным багажом знаний и умений. Интеллектуальная активность школьника выражается еще одним очень ценным для интереса показателем: стремлением поделиться с другими (товарищами, учителем) новой, свежей информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.
Знания, которые ученики получают на уроках, подготавливают к развитию личностно - ориентированной позиции. Не только на уроке, но и в жизни надо научить «Учиться с увлечением».

    Сидорина Алина выступила о влиянии дидактической и ролевой игр на   повышение интереса учащихся к изучению русского языка и литературы. Она подчеркнула актуальность данного вопроса, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к изучению предмета, делают учебный процесс скучным и бесперспективным, поэтому надо сделать так, чтобы учащимся было на уроках интересно и увлекательно. 


    Выступающие выносили на обсуждение и вопросы, связанные с проблемой изучения фразеологии в практике школьного преподавания (Чилочи Ирина, учитель русского языка и литературы, теоретический лицей им. В. В. Маяковского, г. Бэлць; Бодлева-Арикова Татьяна, учитель русского языка и литературы лицей «Твардица», Тараклийского района, Прокопий Любовь, др., конф. унив., Кафедра иностранных языков и литератур, ТГУ); о изучении биографии писателя на уроках литературы при помощи приёма «визитная карточка» (Гуня Рина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МОУ «ТСШ № 4»); о использование музыки при изучении литературы с целью углубления эстетического восприятия художественного текста (Огинская Виолета, учитель русского языка и литературы высшей категории, теоретический лицей им. А.С. Пушкина, мун. Бэлць; о формирование духовно нравственных качеств у школьников на уроках литературы посредством инновационных образовательных технологий (Козубенко Юлия, учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории, МОУ «Тираспольской средней школы №11») и др.
Полина Табурчану 


Группа участниц Республиканской конференции педагогических кадров, 10-11 марта 2018, секция «Дидактика русского языка и литературы»

СПИСОК СТАТЕЙ
  1. Богданич Татьяна, АФРОДИТА К.Д. БАЛЬМОНТА И В.Я. БРЮСОВА: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АНТИЧНОГО ОБРАЗА НА ФАКУЛЬТАТИВНОМ ЗАНЯТИИ.
  2. Чилочи Ирина, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ.
  3. Кимаковская Ирина, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
  4. Бабюк Александра, ПОНЯТИЕ ОБ АКТИВНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЛИЦЕЙСКОМ ЦИКЛЕ.
  5. Кожокарь Юлия, Слюсаренко Мария, МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗОВ ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ В ЛИЦЕЙСКОМ ЦИКЛЕ.
  6. Копыл Инна, ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В VIII-IX КЛАССАХ ШКОЛ С РУМЫНСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ.
  7. Козубенко Юлия, ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
  8. Делемарская Валентина, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
  9. Гайбу Светлана, ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ УЧЕНИКА НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЛИЦЕЙСКИХ КЛАССАХ (НА МАТЕРИАЛЕ 11 КЛАССА).
  10. Герлован Ольга, Б.М. ЭЙХЕНБАУМ И ЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
  11. Огинская Виолета, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ УГЛУБЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.
  12. Захария Анастасия, Табурчану Полина, ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Б.Л. ПАСТЕРНАКА В ЛИЦЕЙСКОМ ЦИКЛЕ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ.
  13. Гуня Рина, ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
  14. Сидорина Алина, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
  15. Ярош Ульяна, ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Н.А. НЕКРАСОВА НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  16. Бодлева-Арикова Татьяна, Прокопий Любовь, ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В ГИМНАЗИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


Secția: Didactica limbii și literaturii engleze și franceze

Raport

cu privire la rezultatele activităţii secţiei “Didactica limbii și literaturii engleze și franceze” obținute în cadrul Conferinţei republicane a cadrelor didactice din 10 – 11 martie, 2018

 

Moderatori: Cocieru Natalia - dr., conf. univ., 
                    Zdraguș Vera - lect. sup.

    În societatea actuală cunoașterea limbilor străine oferă posibilități mult mai mari de comunicare și acces la noi culturi. Totodată, ea îmbunătățește capacitățile cognitive și deschide noi oportunități de socializare, informare și creștere în carieră.
   În Republica Moldova, programul de învățământ prevede ca prima limbă străină să fie predată începând din ciclul primar. Metodele prin care un copil poate învăța o limbă străină sunt diverse și în continuă evoluție. Or, este important schimbul de experiență şi de opinii între cadrele didactice pentru îmbunătățirea procesului de învățământ la toate treptele.
    În cadrul Conferinţei republicane a cadrelor didactice, secţia “Didactica limbii și literaturii engleze și franceze”, au fost abordate numeroase teme printre care: metode moderne de predare a limbilor străine, creativitatea ca mijloc motivațional de dezvoltare a competențelor lingvistice, lectura cărților ca instrument de învățare a limbilor străine, abordarea științifică în predarea vocabularului, mecanismul sintactic de generare a comunicării în limba franceză, valorificarea poveștilor în procesul de predare-învățare, strategii inovative in predarea structurilor gramaticale la limba străină, etc.
Burdujan Radu, dr., lect. univ., prezintă tema “Task-based language learning as an effective way to improve language proficiency”
Zdraguș Vera, lect. sup., prezintă tema "La créativité comme moyen motivationnel dans le développement des compétences langagières des apprenants"
Cocieru Natalia, dr. lect. sup., prezintă tema "Mecanismul sintactic de generare a comunicării în limba franceză"
Burea-Titica Svetlana prezintă tema "Fairy tales, more reasons of their presence in teaching-learning activities"
 
 
 
înmânarea diplomelor participanților la conferință
Fotografia de grup cu participanții la conferință

Lista publicațiilor:
  1. Burdujan Radu, Task-based language learning as an effective way to improve language proficiency;
  2. Zdraguș Vera, La créativité comme moyen motivationnel dans le développement des compétences langagières des apprenants;
  3. Bogoeva Elena, Students’ self-guided work as a component of an effective lesson;
  4. Ciorba-Lașcu Tatiana, L’utilisation de la chanson en tant qu’outil médiateur des interactions en classe de FLE;
  5. Constantinov Lilia, Reading books as a language learning tool;
  6. Cocieru Natalia, Mecanismul sintactic de generare a comunicării în limba franceză;
  7. Catană Natalia, The scientific approach to teaching vocabulary;
  8. Burea-Titica Svetlana, Fairy tales, more reasons of their presence in teaching­learning activities;
  9. Stîncă Natalia, Practical activities for using video in the English classroom;
  10. Diaconu Nelea, Stratégies didactiques interactives - clé du développement de la pensée critique;
  11. Jelihovschii Sergiu, Reperele primordiale pentru dezvoltarea competentei comunicative;
  12. Lisnic Alina, Strategii inovative in predarea structurilor gramaticale la limba străină;
  13. Cioinac Diana, Proiect pe unitate de învățare la limba engleză, clasa a IX-a, “Home and family values. 

Secția: Didactica limbii și literaturii române

Moderatori: Anatol Ionaș - dr., conf. univ.,
                    Grigore Chiperi - dr., conf. univ.,
                    Bunescu-Ursu Lucia - dr., conf. univ.,

     În cadrul Conferinţei republicane a cadrelor didactice, secţia “Didactica limbii și literaturii române” au fost abordate mai multe teme printre care: aspecte metodologice în abordarea textului literar, formarea gândirii creatoare a elevilor, dimensiuni ale universalității și categorii estetice la lecțiile de literatură română, Strategii de dezvoltare a competentelor noncognitive, instrumente TIC pentru atelierul de lectură, etc. 

Lista publicațiilor: 
  1. Barbarova Natalia, Lectura la orele de limbă și literatură română ca mijloc de dezvoltare a competenței de comunicare (instituțiile cu instruire în limba rusă);
  2. Castraveț Svetlana, Stimularea capacităților creative a liceenilor la lecțiile de limbă și literatură română;
  3. Ciubotaru Rodica, Bunescu-Ursu Lucia, Aspecte metodologice în abordarea textului literar;
  4. Iacob Nadejda, Fișa de lucru-tabel ca modalitate de eficientizare a demersului didactic;
  5. Marcu Neli, Formarea competentei de scriere in limba romana prin producerea textelor scrise în limita standardelor de eficientă;
  6. Nastas Svetlana, Instrumente TIC pentru atelierul de lectură;
  7. Racu Rita, Postan Liliana, Strategii de dezvoltare a competentelor noncognitive în cadrul ariei curriculare „Limba și Comunicare”;
  8. Serdeșniuc Cristian, Strajescu Natalia, Dimensiuni ale universalității și categorii estetice la lecțiile de literatură română (treapta gimnazială);
  9. Stepanov Liudmila, Taburceanu Polina, Îndrumări metodice la predarea operei Anei Blandiana în gimnaziu;
  10. Străjescu Natalia, Eticul în creația lui Ioan Slavici;
  11. Sultan Natalia, Proiectul de învățare la limba și literatura română: obiective și finalități;
  12. Vărzaru Galina, Formarea gândirii creatoare a elevilor în scopul realizării lor ca subiect;
  13. Vișnevschi Stela, Metoda proiect ca instrument de evaluare și ca strategie de învățare în cadrul orelor de comunicare.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu